|
Разрешите представиться… |
||||
Алексей Маратович Загребельский, к вашим
услугам. Железнодорожным моделизмом
я занимаюсь уже достаточно долго. Иногда меня спрашивают – а сколько лет? Ответить
на этот вопрос сложно. Где начало координат? Тот день, когда мне подарили мой
первый набор? Тогда – с ноября 1968 года. Или когда я записался в кружок
железнодорожного моделизма Московского городского Дворца пионеров и
школьников на Ленинских горах? В этом случае – отсчёт начинаем с 1975
года… Или же когда в моей трудовой
книжке появилась запись «руководитель кружка железнодорожного моделизма» в
моём уже ставшим родным МГДПиШ? Значит – с 1980 года… А строго говоря, какая
разница? Главное, что моё детское увлечение помогло выбрать мне дорогу в
жизни. В 1978 я закончил школу и поступил в МИИТ - Московский институт инженеров
железнодорожного транспорта (ныне – Московский Государственный университет
путей сообщения) на факультет электрификации железных дорог по специальности
«локомотивостроение», так что по образованию я –
инженер-электровозостроитель. После окончания института, с 1983 по 2000 год
работал научным сотрудником во Всероссийском научно-исследовательском
институте железнодорожного транспорта, где в той или иной степени принимал
участие в испытаниях и модернизации электровозов серий ВЛ80Р, ВЛ80В, ВЛ85,
ВЛ86Ф, ВЛ65, ЭП1, ЭП10, ЭП200, ЧС7. Считаю, что мне крупно повезло – и с теми
людьми, которые окружали меня во время работы во ВНИИЖТе, и с географией
испытаний по всей стране – от запада (Ленинград) до востока (участок
Смоляниново – Находка), от севера (Ярославль) до юга (Батайск). Правда,
попутно при этом почти каждое лето я работал в нашем пионерском лагере
«Ёлочка» руководителем кружка «Железнодорожник», где мы в итоге построили
макет ТТ размером 4х1,5 м. Некоторое время он находился на территории Экспериментального
Кольца в Щербинке, нынешняя судьба его мне неизвестна… Но, как говорят, если работа мешает
увлечению, то тем хуже для неё. Cегодня я – почти что «свободный
художник». Пишу статьи по моделизму для журналов «Локомотив» и «Железнодорожное
дело», веду кружок в московском
железнодорожном колледже №52 и продолжаю делать модели… Теперь, собственно, именно
о них, родимых. Одно из первых пожеланий,
записанных в гостевой книге, заключалось в том, чтобы выложить на сайте
фотографии всех моих моделей. Но, даже при всём своём желании, я этого
сделать не могу – очень многое делалось по заказам, кое-что меня просто
уговорили продать, и сегодня мои поделки находятся у разных людей и даже в
разных странах. Поэтому покажу лишь то, что у меня либо есть «живьём», либо
осталось в виде фотоизображений. Начинал я с тог, что делал
макеты железных дорог – и в МГДПиШ, и в «Ёлочке». |
|||||
Заниматься моделями
подвижного состава я начал с перекрасок готовых
покупных моделей. Я и сейчас иногда трачу на это время, особенно когда в
руках появляется какой-то специфический «зуд», а времени на что-то серьёзное
нет. Тогда я беру какой-нибудь вагончик, аэрограф, запасаюсь декалями и –
вперёд… |
|
||||
|
Многие модели я делаю в кооперации с мастерами-моделистами из других городов и
даже стран. Мне приходилось окрашивать модели, изготовленные «Тверским
чудотворцем» Аркадием Николаевичем Рылковым, множество моделей вагонов
сделаны совместно с минчанином Дмитрием Якушем и жителем Киевской области
Виктором Орешко. |
||||
Конверсии
заводских моделей – один из самых распространённых сегодня, на мой взгляд,
путей российского моделизма. Я тоже люблю, взяв в руки надфиль и ножовку по
металлу, хищным взглядом пройтись по коробкам со старыми моделями,
представляя себе те страшные мучения, которые им уготованы… |
|
||||
|
Самый же трудный, но и,
пожалуй, самый интересный путь – это изготовление модели, что называется, «с нуля». На такую работу, конечно, уходит масса
времени, но и результат обычно очень радует… |
||||
|
|||||
С грустью выражаю запоздалую
благодарность за то, что научили меня делать модели и вообще правильно держать в руках
инструменты, тем, кого уже нет с нами: моему папе – Марату Харитоновичу, любимому учителю труда из московской
школы №42 Борису
Юльевичу Шпигелю и моему первому железнодорожному
педагогу – Василию Тимофеевичу Валуеву… Пусть
земля вам будет пухом… |
|||||